Концепт научно-инженерного центра от "Научных развлечений" (на примере Дворца молодежи в г. Подольск).
В Подольске на базе Дворца молодежи осенью 2018 года откроется большой STEM-центр дополнительного образования и подготовки кадров для школ и детских садов. Проект направлен на повышение мотивации у детей к выбору инженерных профессий. Корреспондент «РИАМО в Подольске» узнала, где в городе появятся интерактивные площадки для непрерывной подготовки будущих квалифицированных кадров от детского сада до поступления в профильный вуз.
Научно-инженерные центры для школ
В России фирма «Научные развлечения» предлагает собственные готовые решения по внедрению в школы и детские сады научно-инженерных центров. Генеральный директор компании Олег Александрович Поваляев на протяжении многих лет сотрудничал с рядом передовых образовательных учреждений, и теперь они собираются тиражировать свой опыт. Главный офис «Научных развлечений» расположен в столице в технополисе «Москва», филиал – в Подмосковье.
«Я родился в Подольске, для меня это родной город, поэтому все новые и интересные вещи мы стараемся делать в нем. Сейчас наступает новый этап очень амбициозного проекта по внедрению в Подольске инновационных образовательных технологий, основанных на робототехнических решениях. Будем сотрудничать с педагогами, директорами школ, методистами, представителями департамента образования», – рассказал Поваляев.
Играя — обучаюсь
С помощью специального оборудования и методических наработок, прототипами которых являются международные инициативы STEM, FabLab, Museum of Science, в школе и детском саду создается особая среда. Образовательный процесс строится на принципах обучения через игру, собственные открытия детей, ведение исследований. В такие научно-инженерные центры входит несколько модулей: интерактивная зона, дошкольные лаборатории, кружковая и проектная деятельность, профильное обучение. Все это сопровождается методическими пособиями, преподавателей обучают и консультируют.
Как заинтересовать наукой малышей?
В детских садах применяется игровой набор «Дары Фребеля», развивающие модули на интерактивном столе, сенсорная комната, пескотерапия. Особого внимания заслуживает цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».
«Наураша» – это интерактивная цифровая лаборатория для дошкольников, название произошло от названия фирмы – «Научные развлечения». Наураша – очаровательный мальчик, герой, исследователь и искатель приключений», – отметил Поваляев.
Олег Александрович добавил, что благодаря инициативе Московского областного управления образования два года назад комплексами #Наураша оснастили 700 подмосковных детских садов. Теперь дошкольные учреждения Подмосковья оснащены ими лучше, чем кто-либо в стране. Отзывы воспитателей только положительные: комплексы вызывают у малышей неподдельный интерес к науке, они становятся более восприимчивыми к обучению и не боятся его. Комплексы «Наураша» уже оценили за границей, где они идут под брендом Savantо. Их уже поставляют во Францию и готовят первую поставку в Японию.
Кстати, во Дворце молодежи на протяжении двух лет работала дошкольная лаборатория #Наураша на английском языке. Преподаватель вела группу по изучению английского и перевела методические материалы, после чего лабораторию стали заказывать в Европе. В Подольске был первый опыт ее применения на иностранном языке.
Занимательная наука в дополнительном образовании
Кружковая деятельность научно-инженерных центров охватывает различные направления: физика, химия, биология, астрономия, радиотехника, мультипликация, фототехника, авиа-, судо-, автомоделирование.
Дети могут заниматься проектной деятельностью по энергетике, экологии, физиологии, микробиологии, биохимии, конструированию роботов, электронике, нанотехнологиям.
Профильное обучение возможно по инженерной графике, программированию, 3D-визуализации, цифровому производству и 3D-прототипированию.
«В первое время мы планируем работать примерно с пятью школами. Уже очень плотно работаем со школой № 29, со школой № 23, которая давно работает в естественно-научном направлении, и у нас там отличные результаты. Ученики этой школы на протяжении многих лет получают первые премии по физике в федеральных конкурсах и олимпиадах, свои работы они делают на нашем оборудовании. Также надеемся получить площадку в школе № 5», – поделился планами Поваляев.
На базе Дворца молодежи будет внедряться целостный образовательный концепт. Цель – воспитать умных детей начиная с детского сада, так как именно с этого возраста может начинаться мотивация, до высшей школы. Эту концепцию представили директорам школ и детских садов, чтобы с нового учебного года они взяли на вооружение самое лучшее.
Программы рассчитаны на детей с трех лет, более мощные и интересные цифровые лаборатории – на ребят с пяти-шести лет. Основное направление – робототехническое, где можно выбрать до шести образовательных кейсов. Это готовые решения, с помощью которых ребенок может изучить языки программирования и электронику, научиться конструировать и работать с полупрофессиональными 3D-принтерами. При этом он учится сочетать робототехнику с естественно-научными дисциплинами – физикой, химией, биологией.
«Среди разработок компании есть ФГОС-лаборатория для подготовки к сдаче ГИА, ЕГЭ и производства проектных работ. Это плод нашей пятилетней работы. На вид простая стойка решает колоссальный комплекс задач», – рассказал Поваляев.
Руководство Дворца молодежи планирует активно участвовать в создании и продвижении нового проекта. Дворец может стать центром развития робототехнической инициативы в Подольске, площадкой, на которой ребята смогут демонстрировать свои достижения.
«Возможность показать то, что ты сделал и умеешь, является ключевым моментом в образовании и стимулировании ребенка. Кроме того, во Дворце молодежи будут работать самые крутые кейсы по наиболее серьезным и сложным направлениям. Отдельная школа вряд ли сможет применить у себя их все, но через такой центр, где будет представлено максимально возможное количество кейсов, можно внедрять технологии в школы, которые сами будут выбирать, что им нужно. Это будет пилотная площадка для разработки образовательных кейсов и внедрения их в школы – сначала городские, затем на региональном и даже федеральном уровне», – считает Поваляев.
Новая площадка во Дворце молодежи
Во Дворце молодежи планируют открыть кружки, в которых дети будут учиться применять робототехнику в естественно-научных дисциплинах. Потому что одна из задач робототехники – это общая активизация действий ребенка, которому нужно показать, для чего нужно учить физику, химию, математику. Рассматривается возможность дополнительного систематического образования в рамках школы, в первую очередь кружки охватят детей от 5-7 до 12-13 лет.
«В октябре планируем открыть большой STEM-центр дополнительного образования. В нем будут учить детей естествознанию, технологиям, инженерии, математике, робототехнике и в целом системному интегрированному мышлению. В нем будут учиться и взрослые – планируем готовить кадры для детских садов и школ, чтобы педагоги могли преподавать основы научно-инженерных предметов. У нас будет представлена практически вся линейка продукции фирмы «Научные развлечения» и методическая база. Все разработки компании одобрены Министерствами образования РФ и Московской области», – сказал заместитель директора Дворца молодежи Владимир Дубинин.
По его словам, во Дворце молодежи начнут давать дополнительное образование детям, которого пока нет в школах, где нет и оборудования для этого. Дети от 4-5 лет и старшеклассники будут заниматься элективной и проектной деятельностью два-три раза в неделю в классах по 12 человек. На площадке Дворца молодежи будет даже линейка продуктов, которые помогают подготовиться к поступлению в вузы.
Расписание подготовят так, чтобы можно было сформировать группы для первой и второй смены. К обучению собираются привлекать школы как централизованно, так и работать непосредственно с родителями. Пока в центре будут работать четыре преподавателя. Основные направления – робототехника, цифровые лаборатории и дошкольная цифровая лаборатория «Наураша». Во Дворец уже поставили часть оборудования примерно на 4 миллиона рублей.
Уже в конце августа – начале сентября начнут формировать группы детей для обучения. Когда во Дворце молодежи ученики разных школ отдыхали в летних лагерях, преподаватель проводил с ними ознакомительные уроки по образовательным кейсам. Желающих продолжить обучение осенью было достаточно.
Цена вопроса
Стоимость оборудования достаточно высока, но его можно докупать. Например, лаборатория #Наураша для детского сада вместе с методическими материалами стоит около 90 тысяч рублей. Она подойдет для работы группы из 12-15 человек, на ней могут работать 3-4 группы в день. Оснащение школ обходится дороже: диапазон цен широкий – от 50 тысяч до 50 миллионов рублей.
«Комплексы не рассчитаны на отбивку денег за счет денег родителей. Главное – это успешность ребятишек, которые смогут определить свое будущее. Это сильнейшим образом стимулирует общую успеваемость и мотивацию и в конечном итоге влияет на повышение KPI директора, потому что уровень успеваемости и участия в олимпиадах становится другим. Если управление образования решит, что инженерное образование является приоритетным, то это поможет решить ряд кадровых проблем, и все затраты «отобьются» за 10 лет. Это инвестиции в наше будущее», – считает Поваляев.
Официальное мнение
По словам председателя комитета по образованию администрации горокруга Надежды Фроловой, робототехника должна войти в школы в ближайшее время. В Подольске этим направлением, помимо школы № 29, активно занимаются лицеи № 26 и № 23, школа № 32, гимназия № 4 и детские сады.
«Сейчас стоит задача возродить интерес к незаслуженно забытой профессии инженера, и оборудование и образовательные программы компании «Научные развлечения» помогут в этом. Они предлагают готовые решения – что должно быть в рамках внеурочных занятий в школах, элективных курсах на третьей ступени образования и что нужно включить в учебные планы. В Подольске 146 директоров школ и детских садов ознакомлены с этими программами», – сказала Фролова.
Она добавила, что скорее всего по этой программе первыми начнут работать школы-новостройки в микрорайоне Кузнечики и 13 детских садов, потому что у них подходящая инфраструктура и база. Возможно, их придется дооснастить, чтобы они могли стать пилотной площадкой для внедрения этого направления в Подольске.
«В этом году мы уже запланировали, на что пойдет финансирование школ, а в следующем, вполне возможно, средства пойдут на закупку оборудования «Научных развлечений» для ряда школ и детских садов. Но в образовательных учреждениях есть и свои средства на приобретение того или иного оборудования», – заключила Фролова.
Источник: РИАМО в Подольске