НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, АИДТ И МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР РОССТАНДАРТА ЗАПУСТИЛИ ПРОЕКТ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
АИДТ и Метрологический образовательный кластер Росстандарта объявили о запуске проекта, в рамках которого будет разработано новое учебное оборудование для учреждений образования. Такое решение было принято на выездном совещании АИДТ и Росстандарта, прошедшего на площадке ООО «Научные развлечения» в ОЭЗ «Технополис «Москва».
В рамках выездного совещания было решено, что ООО «Научные развлечения» создаст и протестирует учебный набор «Юный метролог» для проектной деятельности детей в профильных классах.
Метрология для детей
Что такое метрология? Если спросить об этом случайных людей, то большинство их них предположат, что она как-то связана с прогнозом погоды. О том, что метрология — это наука об измерениях, необходимая во многих сферах жизни, знают единицы. Для того, чтобы исправить ситуацию, в 2022 году Росстандарт запустил проект «Метрологический образовательный кластер», который помогает школьникам получить востребованную профессию, а предприятиям — подготовленные кадры.
Эксперты формируют программы дополнительного образования для школ по направлениям «метрология», «стандартизация», «управление качеством» с привлечением ведущих технических вузов, научных и промышленных предприятий. Сейчас это пилотный проект, он реализуется в 11-ти регионах. С 2024 года Росстандарт планирует распространить его на всю территорию России.
«В рамках Метрологического образовательного кластера Росстандарта школьники знакомятся с наукой об измерениях и обеспечении их точности, такими важными понятиями как стандарты, обеспечение качества, происходит ранняя профориентация ребят на профессии метролога и инженера по стандартизации, — рассказал на заседании Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев. — Результаты впечатляющие. Дети уже в первом классе понимают, что такое метрология. Не каждый взрослый это знает. А ученики 10-11х классов — это достаточно подготовленные специалисты, которые разбираются в измерительных приборах, понимают, каким образом обеспечивается точность измерений».
Представители предприятий выделяют перспективных учеников, интересующихся метрологией, и направляют их на профильную учебу в вузы. Там студенты обучаются специальности метролога, которая позволяет в дальнейшем получить работу на производственных предприятиях.
«Школы заинтересованы в учебно-игровом оборудовании, посвященном метрологии. В рамках совместного проекта с компанией «Научные развлечения» мы видим интересную перспективу для взаимодействия и дальнейшего продвижения метрологии как науки среди молодежи», — добавил Антон Шалаев.
Президент АИДТ Антонина Цицулина подчеркнула, что проект Росстандарта напрямую связан с деятельностью Ассоциации.
«Профориентация детей и молодежи, приобщение их к профессиям, ориентированным на безопасность и качество – профессиональный драйвер для специалистов в индустрии для детства, — сказала глава Ассоциации. — С огромной благодарностью за приглашение и радостью мы присоединяемся к этому проекту совместно с нашими участниками-промышленными предприятиями учебного оборудования и средств обучения».
О науке — без скуки
Генеральный директор ООО «Научные Развлечения» Олег Поваляев отметил, что ему очень близка идея Метрологического кластера, ведь продукция его предприятия создается с целью увлечь детей наукой и помочь им с выбором специальности.
«Мы занимаемся не просто производством оборудования, для нас чрезвычайно важно создание информационных цепочек, которые помогли бы ребенку определиться с будущей профессией, — пояснил Олег Поваляев. — При этом детям должно быть интересно, как они говорят, «прикольно» заниматься наукой, они должны получать от этого удовольствие».
На сегодняшний день более миллиона детей в России пользуются наборами «Научные развлечения», которые помогают освоить азы физики, химии, робототехники, информатики, биологии, астрономии и других наук.
Предприниматель подчеркнул, что создание набора для юных метрологов —интересная и крайне важная задача.
«С метрологией я был знаком, наверное, с рождения: у меня мама работала в Центральной измерительной лаборатории электро-механического завода, — рассказал он. — Бракованные образцы она приносила мне, и я ими играл, как другие дети играют в кубики. Мне всегда было понятно, что предприятие, имея такую лабораторию, может обеспечивать высокое качество продукции, ее конкурентоспособность. Важно с детства прививать определенный образ мышления, показывать, что такое стандарты высокого уровня».
«Эталон пельменя»
А можно ли рассказать о метрологии так, чтобы ребенку стало интересно? Да, вполне. Алексей Игнаткович, помощник генерального директора ФГУП «ВНИИМ им. Д. И. Менделеева», руководитель проекта «Метрологический образовательный кластер Росстандарта», в своей презентации показал, как школьники с увлечением изучают науку об измерениях.
Так, первоклассники узнают о метрологии благодаря героям мультфильма «38 попугаев» и путешествию к Королеве Измерений, а старшеклассникам разобраться в непростой теме помогают герои «Звездных войн».
«Знакомство ребят с метрологией — это дополнительное образование, занятия идут два часа в неделю. Благодаря этому нам не нужно утверждать программу и соблюдать строгие формальности, — пояснил Алексей Игнаткович. — Мы проводим экскурсии, олимпиады, конкурсы, КВНы, и даже показываем шоу. Уже есть школы, которые разрабатывают образовательные программы по метрологии».
Один из ярких примеров, доказывающих эффективность программы — видеоролик, с котором выпускник метрологического класса создал «эталон пельменя», который «идеально заполняет полость рта». Видео появилось в интернете около полугода назад, и уже набрало миллион просмотров.
Популярность метрологии
Представители кластера Росстандарта в регионах, которые присутствовали на заседании, отметили, что метрологи очень востребованы.
Татьяна Елина, руководитель службы по связям с общественностью ФБУ «Томский ЦСМ», координатор проекта «Метрологический образовательный кластер Росстандарта» в Томской области рассказала о планах создать головную метрологическую лабораторию на базе Цента планирования карьеры. Однако для этого нужно подготовить высококвалифицированные кадры.
«Академия стандартизации Росстандарта готова написать специальную программу для профподготовки таких педагогов, — проинформировала Татьяна Елина. — Обучение будет проходить как в очном формате, так и дистанционно. У нас стоит задача провести подготовку томских педагогов до мая, чтобы они получили сертификаты и с сентября уже влились в учебный процесс».
Ведущий специалист по связям с общественностью ФБУ «Саратовский ЦСМ им. Б. А. Дубовикова», координатор «Метрологический образовательный кластер Росстандарта» в саратовской области Людмила Осипова предложила саратовский Клуб детского творчества, который входит в кластер, в качестве площадки пилотного проекта по созданию детского метрологического клуба в регионе.
«Мы не жалуемся на отсутствие кадров, у нас есть педагог, но нам не хватает научного оборудования, которое бы «росло и развивалось» вместе с ребенком на протяжении нескольких лет обучения», — отметила она.
Источник: АИДТ